Steam — сервис цифровой дистрибуции корпорации Valve, известного разработчика компьютерных игр, пришедший на смену более ранней системе WON (WON был более узкоспециализированным сервисом, и не являлся системой цифровой дистрибуции). Steam выполняет функции службы активации, загрузки через интернет, автоматических обновлений и новостей для игр как самой Valve, так и сторонних разработчиков по соглашению с Valve.
Steam (русск. пар) — своеобразная игра слов, используемая компанией-разработчиком. Дело в том, что название фирмы Valve переводится с английского языка как клапан. Кроме этого, «трубопроводная» тематика встречается и в названиях прочих разработок компании: Steamworks (русск. паровые работы), Steam Cloud (русск. облако пара) и Source (русск. источник).
На данный момент через Steam распространяются только игры и трейлеры к ним, однако Valve в дальнейшем планирует расширить специализацию сервиса, начав распространение через него музыки и фильмов.
Через Steam продаются все игры, выпущенные Valve, а также множество игр сторонних разработчиков, таких, как Activision, Eidos Interactive, Epic Games Incorporation, GSC Game World, id Software, Majesco, SEGA, THQ, 2K Games, Atari, Rockstar Games, UbiSoft.
Таким образом на текущий момент через Steam доступно более 250 игр, а количество активных пользователей превысило 15 миллионов.
Полный список издателей и разработчиков, сотрудничающих со Steam, расположен в публичном доступе на сайте Steam.
История Steam началась в 1999 году с успехом Team Fortress Classic и Counter-Strike. Еще до выхода финальных версий эти игры достигли титула самых популярных многопользовательских игр. В то время популярность игр достигала максимум 2-3 тысяч активных игроков. Число игроков TFC и CS спустя пару лет возросло в несколько раз. В результате, Valve приступила к пересмотру традиционных методов организации онлайн игр. Необходимо было решить проблемы и в свете дальнейшего наплыва игроков. В основном это касалось автоматического обновления, совершенствования анти-чит системы.
Работая над этой системой, разработчикам пришла идея использовать эту платформу для продажи игр. Реализация данной идеи представилась слишком дорогой, поэтому в Valve искали сотрудничества с различными компаниями, такими, как Amazon, Yahoo и Cisco, предлагая данный подход, но все отделывались обещаниями. Поскольку система была так необходима Valve, компания решила, что будет сама реализовывать эту идею.
Steam впервые был представлен на Game Developers Conference 22 марта 2002 года.
Версия Steam 1.0 стала доступна во время бета-тестирования Counter-Strike 1.4. Установка Steam была обязательна для бета-тестеров CS 1.4, но являлась опциональным компонентом для финальной версии.
В Steam 2.0 был изменен пользовательский интерфейс и интегрирована система мгновенного обмена сообщениями с друзьями.
В конце 2003 года Valve объявила о своих планах закрытия WON, и обязательной установки Steam для онлайн игр Valve. Это вызвало гнев многих игроков, которые затем создали WON2 в качестве замены.
26 июля 2004 года World Opponent Network была закрыта и заменена на Steam.
В ноябре 2004 года Valve выпустила Half-Life 2 — первую игру, требующую Steam клиент в обязательном порядке. После выхода Half-Life 2 Vivendi Games, издатель коробочной версии игры, подал в суд на Valve. Компания утверждала, что распространение Half-Life 2 через Steam нарушило издательский контракт. Vivendi проиграла дело, и ей было запрещено продолжать лицензирование игр Valve для Интернет-кафе. Контракт между этими двумя компаниями был расторгнут, и Valve выбрали Electronic Arts в качестве нового розничного издателя.
Под конец 2005 года в Steam впервые появляются игры сторонних разработчиков: Rag Doll Kung Fu (12 октября) и Darwinia (14 декабря).
В августе 2006 года начался переход к Steam 3.0. В начале был изменен дизайн официального сайта, а затем, в декабре, и внешний вид программы. Следующий шаг последовал в августе 2007 года — первая бета-версия Steam Community, релиз которой состоялся в сентябре.
В начале 2008 года Valve сделали платформу Steam более открытой, выпустив Steamworks. Этот пакет предоставляет разработчикам и издателям функциональность Steam (или его частей) бесплатно. Это касается, прежде всего статистики и DRM функций. Причина этого шага — укрепить рынок компьютерных игр, и более широкого распространить Steam. Первая игра, использующая эти возможности появилась в середине февраля. Это была музыкальная аркада Audiosurf. Она распространяется через Steam и использует Steamworks для интеграции со Steam Community и системой достижений.